Natalia (podsolnushka) wrote,
Natalia
podsolnushka

Альтернативная и дополнительная коммуникация

1. Вебинар, который провёл Руслан Вялитов, специалист Центра «Пространство общения», психолог-педагог.

Эта запись вебинара снабжена расшифровкой (спасибо!), там много информации, в том числе, развенчание мифов.
На меня наибольшее впечатление произвёл этот отрывок:

Что происходит, если мы не предоставляем человеку средства системы АДК, а речь у него отсутствует и еще может отсутствовать понимание речи, то есть, он ни сам сказать ничего не может и еще не понимает, что говорят окружающие? Это приводит зачастую к очень тяжелым последствиям потому, что, если мы, например, представим себя, что мы оказались вдруг в незнакомой стране, условно, в Китае или Японии, язык очень отличается от нашего, и у нас нет с собой телефона, мы не можем ничего никому написать, ничего показать, и с нами разговаривают, то мы будем себя чувствовать очень некомфортно.

Может быть, кто-то бывал в таких ситуациях? И представьте, если человек в таком состоянии находится долго. Как правило, это вызывает тяжелые психологические состояния, вызывает тревогу, вызывает фрустрацию, если это очень долгое время происходит. Может приводить к депрессии, к постоянным страхам. Кроме того, человек, который не может себя выражать, у которого отсутствуют возможности экспрессии, собственного выражения, выражения каких-то потребностей, чувств, он зачастую, если это очень долго продолжается, вообще теряет как бы мотив к попыткам как-то себя проявить.

Если я ничего не могу сказать и зачастую нахожусь в такой пассивной ситуации, то человек постепенно к этому привыкает и это может приводить к такому явлению как «выученная беспомощность», пассивность. То есть, бывает, например, что если взрослому человеку, который находится в таком состоянии, предоставляют какое-то средство альтернативной коммуникации, но он, уже опираясь на свой предыдущий жизненный опыт, на вот эти годы, когда он не имел этих средств, он даже не пробует, не делает попыток как-то коммуницировать с нами, и нам приходится его учить тому, что он может сам себя проявлять. И все вместе это еще может приводить, в том числе, к проблемному поведению.

Так, когда мы лишаем детей, например, возможности себя выражать, у них нет таких возможностей, а потребности у них, безусловно, есть самые различные, как правило, дети находят какой-то путь, какой-то способ как-то влиять на окружение.

Зачастую это выливается в какое-то проблемное поведение. Это может выливаться в агрессию, в самоагрессию, может выливаться в какие-то социально не очень приемлемые формы поведения. Потому что, как правило такое поведение, это то поведение, на какое мы никак не можем не среагировать. И это становится такой палочкой-выручалочкой для ребенка. Он знает, что он может что-то сделать и тогда на него точно обратят внимание, и есть шанс тогда, что он добьется того, что ему нужно. И эта ситуация очень часто, когда к нам приходят подростки, например, которые не говорят и еще если они не понимают речь, вот зачастую вторичным фактором, с которым нам приходится работать, это проблемное поведение.


Надя это тоже умеет. Если я во что-то углубилась и не реагирую, можно начать сосать палец. У меня на это какой-то пунктик, моментально срывает крышечку (особенно если ещё причмокивать, аррргх), и тут 50/50 — либо мать вытащит палец изо рта, либо соберется и постарается угадать, чего хочет деточка.

2. Запись Кати Шабуцкой, эрготерапевта, о её дочери, которой около 12 лет, она живёт в Германии и ходит там в школу.

Следующие четыре коротких ролика подготовлены НКО «Пространство общения», спасибо им большое.

3. Рассказ про коммуникативные книги.

4. Выступление Стаси, она показывает коммуникативную доску и коммуникативную программу для планшета.

5. Выступление Руслана, он рассказывает про разные виды коммуникативных кнопок.

6. Видео про Алёшу и кнопку "ещё".
Когда я посмотрела это видео, я много думала о том, как важно разместить средство коммуникации там, где оно, с одной стороны, доступно, а с другой стороны, не мешает другим видам деятельности.
Tags: personas_con_discapacidad
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments