Natalia (podsolnushka) wrote,
Natalia
podsolnushka

обучение языкам по Скайпу

Лея попросила меня рассказать, как устроены языковые занятия в скайпе, и я подумала, что это хороший повод разложить по полочкам мой опыт в этой области. Опять же, глядишь, коллеги что-нибудь расскажут в комментах (Юлия, Женя, привет ;)).

Да, сразу говорю, всё это — сугубо мой личный опыт, слабо отделимый от моей манеры преподавания и особенностей моего рабочего языка (испанского). Но я постараюсь оговариваться про существующие другие варианты. :)

1. Это не страшно :)

Главное, на мой взгляд, это не бояться и не думать, что эти занятия — это какой-то особый зверь неизвестной породы. По сути, если у нас до этого были частные уроки формата "репетитор—ученик", мало что изменилось: мы по-прежнему общаемся и говорим всё, что хотим; в качестве "доски" используется окошко чата, куда в основном пишет репетитор, конечно, когда что-то объясняет, ну и можно просить писать ученика какое-то слово, если есть ощущение, что он его пишет/произносит неправильно.

Оговорки: а) Как правило, я не прошу присылать мне сделанные письменно домашние задания (мы проверяем их устно), но это можно делать. б) Испанский язык достаточно прозрачно переводится из звучащей речи в письменную, и у меня нет опасений, что ученики будут каждую букву писать неправильно, а в сложных случаях я как раз переспрашиваю или прошу написать в чат; возможно, для других языков нужно более плотно следить за этим.

2. О чём надо позаботиться до начала занятий

2.2 Учебники. Поскольку вы физически в разных местах, репетитор должен или хорошо представлять себе ассортимент книжных магазинов в городе ученика, или иметь всё необходимое в электронном виде. Или, может быть, мочь научить ученика покупать книги где-нибудь на амазоне, но этого я сама не умею.

2.3 Микрофон, наушники и, возможно, видеокамера. Микрофон и наушники должны быть. Лучше, если они будут в виде какой-нибудь гарнитуры, которая вешается на голову (и ловит меньше посторонних шумов), но я, признаться, так и не обзавелась такой. Да, а наушники нужны, чтобы микрофон не ловил звук из динамиков. Что касается видеокамеры, я раньше её использовала, а теперь перестала — всё-таки там показывают одну и ту же говорящую голову, а меня лично её присутствие довольно напрягает: ни зевнуть, ни нос почесать, извините.

2.4 Оплата. Опыт показывает, что много способов оплаты не бывает, то есть чем больше, тем лучше. Как минимум — банковская карточка и электронные деньги. Я не знаю, как решают эту проблему люди, работающие из-за рубежа, со всеми этими не работающими с Россией пэйпалами (опять же, призываем в комменты Женечку). Людям, работающим по скайпу с учениками из своего же города, надо решить вот что: если ученики скажут, что не хотят заморачиваться, а лучше будут встречаться раз в месяц и передавать сумму из рук в руки — готовы ли вы на это?

3. Плюсы

Оставим за скобками то, что часто мы переходим на уроки по скайпу не от хорошей жизни, а потому что жадные и ленивые :) приходится идти в ногу с прогрессом. Очевидные плюсы: география учеников — весь земной шар, плюс экономия времени на дорогу. Мне ещё очень нравится, что всё под рукой: словарь, откуда можно быстро копировать переводы, примеры и спряжения, и интернет с гуглом, где можно быстро посмотреть употребимость какой-нибудь заковыристой конструкции. Да, кстати, ещё и гугл-картинки для небанальных материальных предметов.

4. Минусы

Имхо, убивается половина т.н. коммуникативного подхода — всё то, которое "возьмём картинки, разложим, составим из них историю", вообще всё, где репетитор даёт что-то ученику для непосредственной обработки. Сюда же, на мой взгляд, "поставить аудиозапись, пусть слушает и одновременно ставит галочки", хотя это более реально.
И это как раз то самое место, где я не могу отделить, что от меня, а что от скайпа. То есть я допускаю, что это я не умею преподавать в коммуникативном ключе, и что существуют люди, которые всё нижеперечисленное успешно делают. Я чрезвычайно хочу услышать их истории успеха.

5. Последние важные нюансы

5.1 Если начать плотно преподавать по скайпу, кресло перед компьютером станет вашим рабочим местом, в котором вы волей-неволей должны будете проводить по полтора часа без перерыва. Удобно ли тут всё?
5.2 Когда я втянулась, я неожиданно столкнулась с тем, что голосовой и слуховой каналы плотно заняты, а глаза и руки преимущественно свободны. И когда слушаешь какое-нибудь упражнение в пятый раз, глаза и руки тянутся чем-нибудь заняться — а самое близкое это интернетик, но туда нельзя, ибо там буковки, они отвлекают от слушания. Так что по достижении этого состояния лучше перед уроком подготавливать себе что-нибудь безопасное — хорошая вещь вышивка, или я вот фенечки плела.
Сейчас у меня появился айпад, это отличная вещь для нашего дела — я вешаю его на себя и могу ходить по дому. Хочешь, за столом сидишь, хочешь на диванчик приляжешь, хочешь, постиранные вещи в шкаф складываешь... Жаль, пылесосить нельзя :)

Друзья-коллеги, дополняйте.
Tags: trabajo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments